Ностальгия по звуку: Обзор советских Hi-Fi стерео усилителей. Ностальгия по звуку: Обзор советских Hi-Fi стерео усилителей По каким частотам выбрать качественный усилитель звука


Интегральный усилитель – это сердце стереосистемы. Именно он соединяет все компоненты между собой и раздаёт «всем сёстрам по серьгам»: акустические системы получают усиленный сигнал с источника, а несколько последних коммутируются в самом усилителе, обеспечивая пользователю удобство управления. Однако начинающие аудиофилы задаются вопросом: что выбрать? Особенно остро встаёт такой вопрос при ограниченном бюджете. Предлагаем ТОП-5 самых доступных усилителей.

ТОП-5: усилителей

Интегральный усилитель Yamaha A-S201

Yamaha A-S201. Один из самых доступных интегральных усилителей имеет высокую выходную мощность (100 Вт на канал, 8 Ом). 4 входа – это необходимый минимум на сегодняшний день. Приятно, что есть встроенный фонокорректор под звукосниматель типа ММ. Винтовые зажимы для акустических систем (причём можно подключить целых четыре с сопротивлением каждой 16 Ом) – не только надобность, но и надёжность контакта вкупе с возможностью подключать толстые кабели. Монохромный сегментный дисплей – скорее необходимость иметь всё, что можно за приемлемую сумму, нежели блажь. Есть и комплектный пульт ДУ. Можно попенять на несъёмный сетевой кабель и отсутствие позолоты разъёмов, но разве это корректно за такую доступную стоимость? Неоспоримое пятое место.

Интегральный усилитель Pro-Ject Stereo box V2

Pro-Ject Stereo box V2. Самый доступный аудиофильский компактный усилитель из всего, что есть на рынке. Несмотря на маленькие размеры, аппарат оснащён тремя линейными входами. Наличие регулируемого выхода позволяет подключить как родной «мощник», так и активный сабвуфер. Выходная мощность невелика – 20 Вт на канал при 8 Ом и 30 Вт на канал при 4 Ом, однако этого вполне достаточно для весьма широкого круга акустических систем, имеющих среднюю или высокую чувствительность. У Pro Ject есть целое направление из нескольких линеек схожих размеров и дизайна, поэтому Stereo Box S2 может стать началом (а уж центром он точно станет!) компактной стереосистемы с аудиофильским качеством звучания. За компактность пришлось заплатить минимумом входов и внешним блоком питания. Впрочем, учитывая звук и качество сборки усилителя, эти моменты совсем забываются. За уникальное сочетание звучания, дизайна и конструкции Pro-Ject получает четвёртое место.

Интегральный усилитель Musical Fidelity V-90AMP

Musical Fidelity V-90AMP. Ещё один «малыш», отличающийся даже от больших собратьев своей уникальностью. Дело в том, что в этот усилитель оснащён встроенным ЦАП, который работает с входами USB тип B и оптическим, последний совмещён с аналоговым стереовходом. Выходная мощность скромная – 20 Вт на канал при 8 Ом, но оснащённость с лихвой покрывает этот момент. В серии тоже присутствуют другие компоненты, поэтому легко получится собрать полную стереосистему в одном стиле не только по звуку, но и по дизайну. Ввиду встроенного блока питания места для винтовых клемм не нашлось, хотя, с другой стороны, мощность не такая большая, чтобы использовать чрезмерно толстые кабели. Система на основе V-90AMP – это отличная альтернатива мини- и микросистемам. Рекомендуется использовать с некрупными полочниками или сателлитами. Очень хорошо будет смотреться в системе этой серии на столе рядом с компьютером, например, или в рабочем кабинете, где не требуется дискотечная громкость звучания. Третье место.

Интегральный усилитель Marantz PM5005

Marantz PM5005. Очень схожий с родственным Denon PMA-720, однако на самом деле немало отличающийся от него стереоусилитель Marantz имеет относительно скромную мощность в 40 Вт на канал (8 Ом) с повышением до 55 Вт на канал при снижении сопротивления АС до 4 Ом. 6 входов и 2 выхода на аналоговые рекордеры выполнены на позолоченных разъёмах RCA. Наличие собственной шины управления помогает интегрировать другие компоненты Marantz в единую систему. Встроенный фонокорректор для звукоснимателей типа ММ предназначен для подключения недорогих проигрывателей виниловых дисков. Токовая обратная связь в начальном классе есть только у Marantz PM5005. А уж стильный дизайн усилителя точно лучший. Как минимум в нашем ТОП-5. Жаль, что нет выхода предусилителя, как у «родственника», да и мощности хотелось бы немного побольше. Впрочем, это такие мелочи, что во многих случаях ими просто можно пренебречь. В остальном усилитель просто обязан получить пристальное внимание при выборе кандидатов на покупку. Заслуженное второе место.

Интегральный усилитель Denon PMA-720AE

Denon PMA-720AE. Несмотря на свою не самую высокую стоимость, этот усилитель – настоящий бестселлер. 50 Вт на канал (8Ом) с повышением до 85 при нагрузке 4 Ом достаточно будет для большинства бюджетных акустических систем. Встроенный фонокорректор для звукоснимателей типа ММ предназначен для подключения недорогих проигрывателей виниловых дисков. 6 входов на позолоченных разъёмах RCA образуют достаточный коммутационный запас, а выход на внешний усилитель мощности можно использовать для подключения как активного сабвуфера, так и внешнего усилителя или ресивера. Три отключаемых розетки на задней панели предназначены для подключения других компонентов (необязательно Denon), а фирменная шина позволит работать нескольким компонентам бренда как единое целое. Выход на две пары АС, сопротивление каждой в этом случае должно быть не менее 8 Ом, предполагает использование двух зависимых зон с одновременным воспроизведением одного и того же материала, либо подключение Bi-Wiring. Недаром именно этот усилитель приобретается чаще всего. Безоговорочное первое место!

Весьма разношёрстный состав участников принёс интересный результат: не самый дорогой Denon PMA-720AE по совокупности характеристик оказался наилучшим бюджетным усилителем, исходя из популярности его у наших клиентов и частоты рекомендации экспертов при ограниченном бюджете. Тем не менее, для того, чтобы найти свой звук и свой усилитель, приглашаем в наши салоны на прослушивание претендентов и консультации наших экспертов.

В настоящее время очень распространено мнение, что Hi-Fi-техника, выпущенная в 70-х, 80-х и в начале 90-х годов, априори является высококачественной и что из этих подержанных аудиокомпонентов можно без существенных затрат построить звучащую «винтажную» аудиосистему, аналогичную по качеству гораздо более дорогим современным.

Давайте попробуем разобраться с этой теорией. Тут есть доля правды - на вышеуказанный промежуток времени пришелся самый рассвет индустрии звука. Достигли совершенства проигрыватели и корректоры для воспроизведения винила, устройства магнитной записи, появились цифровые источники, выпускалось очень много моделей действительно качественных усилителей мощности. Все так, но есть нюансы:)

Официального разделения аппаратуры на Hi-Fi и High End в то время не было, однако фактически существовали как бюджетные компоненты, так и очень дорогие. Если не брать в расчет самые бюджетные и самые эксклюзивные модели, и как-то выделить условный средний класс, то разброс цен все равно впечатляет: 300–2500$ за компонент. А если учесть, что 2500$ в середине 80-х - это просто огромные деньги, то становится понятно, что с тех пор ничего не изменилось - качественный звук как стоил дорого тогда, так стоит дорого и сейчас.

С появлением интернет-аукционов подержанная техника японского и европейского производства огромным потоком хлынула на поиск новых владельцев, причем значительная часть его направилась к нам, в Россию. На первых порах за очень небольшую цену на аукционах выставлялось много эксклюзивной и изначально дорогостоящей техники, но это продолжалось недолго, рынок все расставил по своим местам - владельцев, избавляющихся от лишней техники за символические деньги, массово сменили перекупщики, стремящиеся хорошо заработать на этом. Да и сами владельцы быстро сообразили что и почем.

В результате стоимость бюджетных компонентов стала такой, что для поддержания устойчивого спроса возникла необходимость в формировании нового представления о винтаже в среде потребителей, то есть представлять ширпотреб тех лет как эквивалент современным аудиокомпонентам высокого класса. Надо сказать, что успехи в этой области достигнуты, и немалые, понятие «винтаж», которое раньше подразумевало дорогие и высококачественные компоненты в отличном техническом и косметическом состоянии, теперь для большинства означает любое бюджетное барахло возрастом 30-40 лет. Это печально, но факт. Конечно, настоящий винтаж никуда не делся и тоже представлен на рынке, но доступен по цене очень немногим.

Чем отличаются бюджетные и топовые компоненты золотой эры аудио? В принципе - всем. Это разный уровень установленных комплектующих, использованных материалов, качество схемотехники и т.д. Для примера рассмотрим два усилителя 80-х годов разных ценовых категорий: очень популярный «винтажный» усилитель Dual CV-1460, который стоил около 400$ в свое время, и существенно более дорогой двухблочный Onkyo Integra P-308 предусилитель + Onkyo Integra M-508 усилитель мощности (800$ + 1500$ соответственно). Все эти аппараты не являются редкими и достаточно часто встречаются на просторах интернет-аукционов и у владельцев аудиотехники.

Усилитель Dual CV-1460

Если верить тому, что написано про этого красавца в рунете, то вы, покупая Dual CV-1460, становитесь владельцем «легендарного» изделия, работающего в «чистом классе А», с высокой выходной мощностью (2х95 Вт на нагрузке 8 Ом) и обеспечивающего «исключительное качество звучания», оснащенного «прекрасным» корректором для винила. Сейчас заглянем под крышку, включим приборы, послушаем.


Интегрированный усилитель Dual CV-1460

Открываем… Видим абсолютно бюджетную конструкцию с комплектацией уровня музыкального центра – дешевые потенциометры, пружинные разъемы для АС и т.д. Нет даже блока защиты АС – вместо него в звуковую цепь включен предохранитель 3.15 А – то есть если сгорит оконечный каскад и на выходе УМ появится постоянное напряжение, то АС останутся целы, если предохранитель успеет сгореть раньше, чем катушка НЧ динамика. Замечательно, это обнадеживает:)


Интегрированный усилитель Dual CV-1460 со снятой верхней крышкой

При дальнейшем изучении конструкции появились некоторые сомнения, касающиеся соответствия действительности некоторых заявленных параметров – указанную в паспорте долговременную выходную мощность усилитель «долго» не выдержит. Причины две:

1. Предохранитель в цепи подключения АС номиналом 3.15 А, что соответствует максимальной выходной мощности 80 Вт на АС 8 Ом. Если использовать АС 4 Ом, то предохранители сгорают, ориентировочно, на половине мощности.

2. Штатные радиаторы охлаждения могут не справиться с рассеиванием необходимого количества тепла - слишком мала их общая площадь.

Разбираемся с «классом А». Естественно, что специалисту сразу понятно, что УМ с такими габаритами и весом не может работать «в чистом классе А», потому что усилитель с выходной мощностью 95 Вт на канал должен рассеивать в тепло около 1 кВт в этом случае. Проверяем по сервис-мануалу настройку тока покоя, измеряем и видим, что он составляет целых 3 мА! Усилитель реально работает практически в классе В, то есть «Dual class A», это название очередной схемотехнической уловки, заставляющей транзисторы оконечного каскада работать без коммутационных искажений на совсем малом токе покоя, только и всего. Аналогичное схемотехническое решение, под названием «New class A», применяется в усилителях Technics. Вроде и обмана то нет, но и класса А нет – очень грамотно придумано.

Далее, слушаем этот «легендарный» усилитель – звук довольно мягкий, не раздражает слух, но общее музыкальное разрешение очень скромное, сцена есть, но плоская, чуть шире АС. На сложных композициях каши не делает, но «отрезает» все то лишнее, что мешает ему достойно воспроизвести музыкальный фрагмент. Микродинамика упрощенная, звук в целом бедноват. «Прекрасный» встроенный корректор для винила звучит вообще никак, что неудивительно для схемы на одном ОУ с цепью коррекции RIAA в обратной связи.

В общем, ничего выдающегося, стандартно для бюджетного аппарата всех времен. Слушать на этом музыку можно, конечно, но ни о каком высоком качестве звука и речи быть не может.

Комплект Onkyo Integra P-308 и Onkyo Integra M-508 (200 Вт\8 Ом, 290 Вт\4 Ом)

Это не самые верхние модели этой серии, есть еще P-309+M-509, общей стоимостью 6000$ (в 80-е годы) и суммарно 41 кг весом, но буду писать о тех, которые исследовал и слушал лично.


Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 и оконечный усилитель Onkyo Integra M-508

Этот двухблочник оснащен достаточно неплохо – конструкция двойное моно, включая раздельные сетевые трансформаторы, энергоемкий БП, по три пары выходных транзисторов в оконечных каскадах каждого канала, с суммарным током покоя 300 мА (класс АВ). По фото видно, что комплектация и конструктив Onkyo Integra P-308\М-508 серьезно отличается от бюджетного Dual CV-1460. Не нужно быть специалистом, чтобы это понять, поэтому не буду дальше углубляться в технические подробности и перейду сразу к прослушиванию:

Звучание мягкое, неокрашенное, аппарат строит достаточно глубокую сцену, выходящую за пределы расстановки АС, звук не привязан к колонкам, УМ звучит эмоционально и имеет высокое музыкальное разрешение. При увеличении громкости мелкие детали не теряет. Этот усилитель совсем не утомляет слух, его хочется слушать.

Да, Onkyo Integra P-308\М-508 хороший усилитель, хотя и не относится к высшей категории – это крепкий средний класс. Естественно, что есть и более достойные модели. Где-то с этого уровня, с моей точки зрения, начинается действительно «винтаж».


Оконечный усилитель Onkyo Integra M-508 со снятой верхней крышкой
Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 со снятой верхней крышкой

Но в полной мере так назвать можно только аппараты, находящиеся еще и в безупречном техническом и косметическом состоянии, которого с аукциона, увы, уже практически не бывает. Большинство винтажа требует не просто ремонта, а скорее технической реставрации, и с каждым годом ситуация неуклонно ухудшается (отличное внешнее состояние найти пока вполне можно). Вот тут и раскрывается новая проблема – насколько выбранная вами техника пострадала от времени и условий хранения у предыдущего владельца.

Очень часто по внутреннему состоянию блоков и узлов можно сделать однозначное заключение, что устройство не один год хранилось в неотапливаемом помещении, типа гаража, подвала или балкона. Замечу, что если на корпусе или внутреннем шасси усилителя есть следы коррозии или видно почерневшие пайки на платах, то связываться с покупкой не стоит, однозначно. В лучшем случае реставрация обойдется намного дороже, в худшем – усилитель может оказаться неремонтопригодным.

Если есть желание приобрести аппарат, который будет долго радовать звуком, а не регулярно портить настроение выходом из строя или бесконечными мелкими отказами и огрехами, то нужно сначала совершить удачное приобретение с аукциона (состояние может оказаться хуже заявленного), а потом найти квалифицированного специалиста, который приведет ваш новый компонент аудио к необходимому техническому состоянию. Это процедура дорогая, специалистов таких не очень много, мягко говоря.

Зато есть много техники, которая продается уже в России с пометкой: «Произведена профилактика и настройка всех режимов по приборам, в соответствии с оригинальным сервис-мануалом». Как показывает практика - процент реально тщательно отреставрированных и настроенных винтажных аппаратов, выставленных на продажу, совсем небольшой. Поэтому, надеяться на это не стоит. Причина проста - это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая существенно увеличивает стоимость изделия и которую не имеет смысла проводить, если аудио приобретено с аукциона с целью перепродажи. Обычно, вся такая «профилактика» сводится к банальной смазке регуляторов и переключателей, чтобы не издавали громкие шорохи и щелчки в АС во время показа потенциальным клиентам. То есть, выполняются минимально необходимые действия, не требующие временных затрат на изучение сервис мануала, разборку узлов, проведения измерений и т.д.

Стоит отметить, наверное, что далеко не все, включая топовые, усилители прошлых лет, изначально имели отличное звучание. Неудачных, плохо звучащих усилителей тоже было выпущено достаточно. Как пример можно привести Revox B-251.


Интегрированный усилитель Revox B-251

У этого усилителя на борту мощный импульсный блок питания, цифровые регулировки громкости и чувствительности входов, электронная коммутация. Как результат - звук чистый, прозрачный, но совершенно безжизненный, утомляющий. Картина плоская, сцены нет совсем, звук привязан к АС. Параметры, при этом, достаточно высокие. Один мой знакомый приобрел себе Revox B-251 только с одной целью – стойка компонентов Revox без него не смотрится, а ничего другое по дизайну подобрать не смог.

Бывает и наоборот, естественно – интегрированный усилитель Technics SU-V10 (не путать с V10X – это совсем другой усилитель), который стоил 900$ в 1982 году, ни чем не уступает, а в чем-то даже превосходит двухблочного монстра Onkyo Integra.


Интегрированный усилитель Technics SU-V10
Интегрированный усилитель Technics SU-V10 со снятой верхней крышкой

Но эту модель Technics найти в приличном состоянии и купить задача практически невыполнимая. Вообще, если окунуться с головой в мир аукционов винтажа, то очень скоро можно заметить, что определенные модели ценятся гораздо выше других и уходят с молотка, едва появившись в объявлениях на соответствующих сайтах. Причины могут быть разные - одни хорошо звучат, другие легко ремонтируются, третьи являются коллекционной редкостью и т.д.

Если резюмировать сказанное выше, то вывод получается такой: действительно качественный винтажный усилитель, находящийся в отличном техническом и косметическом состоянии, настроенный квалифицированным специалистом, согласно сервисной документации, вполне может составить достойную конкуренцию современным аппаратам высокой ценовой категории, но его результирующая стоимость будет немалой, может быть даже сопоставимой. А бюджетные усилители тех лет могут успешно соперничать только со своими современными одноклассниками. Их основное преимущество над новоделом заключается в отсутствии, как правило, пагубно влияющих на звук электронных коммутаций и регулировок, которыми просто напичканы сейчас практически все новые УМ.

В статье изложено мое личное мнение, основанное на многолетнем практическом опыте, но оно может не совпадать с мнениями других людей и ничего страшного в этом не вижу.

Первая публикация данной статьи

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster )

Усилители НЧ представляют собой неотъемлемую часть домашней звуковоспроизводящей системы. Они применяются как усилители мощности для маломощных устройств воспроизведения и достижения параметров сигнала, способных «раскачать» акустическую систему. Бывают и устройства воспроизведения со встроенными усилителями мощности, но зачастую их технические параметры и функциональные возможности оставляют желать лучшего. Поэтому многие любители высококачественного звука часто прибегают к покупке внешнего усилителя, наиболее отвечающего их требованиям. В этой статье мы попробуем помочь понять какой выбрать усилитель для дома.

Типы усилителей


По выполняемым функциям усилители делятся на три группы:
  1. Предварительные усилители. Они используются для подготовки маломощного входного сигнала к дальнейшему усилению. Обычно их размещают поблизости от источника сигнала, чтобы избежать наводок и помех от других электрических и электронных устройств. Как правило, они состоят из блока коммутации входов, блока регулирования громкости и тембра и самого усилителя, который производит усиление сигнала до уровня 1-2 В. Предварительные усилители требуют применения усилителя мощности;
  2. Оконечные усилители (усилители мощности). Их назначение состоит в усилении сигнала до уровня и мощности, необходимого для нормальной работы акустики. В них, как правило, отсутствует возможность регулировать какие-либо параметры сигнала;
  3. Полные усилители. Выполняют одновременно функции предварительного и оконечного усилителей, поэтому дают больше эксплуатационных удобств. К тому же их стоимость часто оказывается меньшей, чем суммарная стоимость отдельно взятых предварительного и оконечного усилителей.
По типу элементной базы, на которой строятся усилители, они делятся на:
  • Ламповые усилители. Их достоинствами являются:
  • высокое качество звучания при относительно простой схеме;
  • менее жесткий и более «теплый» звук;
  • меньший уровень шума;
  • более мягкое ограничение сигнала при перегрузке;
  • устойчивость к коротким замыканиям в нагрузке.
Многие любители высокачественного звучания отдают предпочтение именно ламповым усилителям;
  • Транзисторные усилители:
  • Они основаны на применении полевых и биполярных транзисторов в качестве усилительных элементов. Для достижения примерно одинаковых параметров с ламповыми усилителями транзисторные требуют более сложной схемотехники. Также, в отличие от ламповых усилителей, к ним предъявляются особые требования по защите выходных каскадов и блоков питания от перегрузок и коротких замыканий. Сегодня вместо транзисторных усилителей на дискретных элементах часто применяются устройства на базе интегральных микросхем;
  • Усилители на интегральных микросхемах. Обычно кристалл интегральной микросхемы содержит все основные каскады полного усилителя. К достоинствам таких усилителей относят их компактность, минимальное количество внешних элементов и высокую ремонтопригодность;
  • Гибридные усилители. В них используются одновременно как электронные лампы, так и полупроводниковые приборы и интегральные микросхемы со всеми их достоинствами и недостатками.

Основные параметры усилителей


Качество звучания усилителя в большинстве случаев определяется параметрами оконечного усилителя, как отдельного, так и входящего в состав полного усилителя. Поэтому дальнейшее изложение относительно выбора усилителя для дома будет относиться именно к оконечным усилителям.

На какие же параметры следует обратить внимание в первую очередь при выборе домашнего усилителя? К таким параметрам относятся:

  • Число усилительных каналов;
  • Мощность, развиваемая в нагрузке;
  • Коэффициент искажений;
  • Рабочий диапазон частот;
  • Скорость нарастания сигнала на выходе;
  • Отношение сигнал/шум.

Число усилительных каналов


Количество каналов выбирается в зависимости от конфигурации акустической системы по принципу «каждая колонка акустики должна работать только от своего канала, и ни один канал не должен работать более чем на одну колонку». Только такой принцип обеспечит максимально качественное звучание. Следует отдельно сказать о выборе усилителей для воспроизведения музыки и AV-ресиверов для домашнего кинотеатра. Первые из них должны иметь два канала для воспроизведения стереоформатов, в которых записана большая часть музыки. Домашний кинотеатр может быть оснащен акустикой с конфигурацией от самой доступной 5.1 до топовой 9.2. Это и есть критерий для выбора количества каналов в AV-ресивере.

Мощность, развиваемая в нагрузке


Профессионалы в области звукотехники дают такой совет: если есть необходимость приобрести усилитель и акустическую систему, то следует вначале выбрать и купить акустику, а потом уже усилитель. Во-первых, подобрать усилитель к акустике гораздо проще, чем наоборот, а, во-вторых, приобретенная акустика дает некоторые ориентиры для выбора усилителя, хотя бы с точки зрения его мощности. Эти ориентиры таковы:
  • Большинство усилителей дают наиболее высокое качество при работе на уровне примерно 70% своей мощности. Для акустики этот же параметр составляет примерно 90%. Поэтому наиболее оптимальным является отношение мощности акустики к мощности усилителя, равное приблизительно 1:1.6. Другими словами, усилитель должен обеспечивать мощность на 60% большую мощности акустики;
  • Многим производителям свойственно указывать максимальную мощность усилителя. Ориентироваться же нужно на его номинальную мощность, так как именно она определяет долговременное воспроизведение звука с заданным уровнем искажений;
  • Мощность усилителя связана с чувствительностью акустики. Последняя измеряется в децибелах. Имеет место простая зависимость: снижение чувствительности акустики системы на 3 дБ требует для получения одинаковой громкости двукратного увеличения мощности усилителя.

Коэффициент искажений


Он состоит из двух показателей - коэффициента интермодуляционных искажений и коэффициента гармонических искажений. Оба из них задаются в процентах и определяют уровень искажений звука на выходе усилителя. Как правило, усилители Hi-Fi класса соответствуют стандарту DIN 45500, который задает такие значения этих параметров:
  • Коэффициент интермодуляционных искажений – не более 3% в полосе частот 250 – 8000 Гц;
  • Коэффициент гармонических искажений – менее 1% в полосе частот 40 – 12500 Гц.
Именно на эти значения и следует ориентироваться.

Рабочий диапазон частот


Органы слуха большинства людей способны воспринимать звуки с частотами от 20 Гц до 20 кГц. Идеальный усилитель должен иметь в этом диапазоне прямую амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Реальные усилители обычно редко имеют прямую АЧХ, как правило, она имеет некоторую неравномерность в рабочем диапазоне частот, особенно в его высокочастотной области. Поэтому желательно выбирать усилитель с максимально широким частотным диапазоном, оптимальная верхняя граница которого должна в несколько раз превышать 20кГц.

Скорость нарастания сигнала на выходе


Этот параметр определяет способность усилителя без искажений, точнее, с заданным значением коэффициента искажений, воспроизводить резкие всплески звукового сигнала – так называемые фронты сигнала, часто возникающие, например, при ударе по тарелкам. В профессиональной звукотехнике чаще используют термин «время отклика» на ступенчатое изменение входного сигнала. Этот параметр неразрывно связан с верхней границей воспроизводимых частот – чем она выше, тем выше значение данного параметра. Для высококачественного усилителя этот параметр не должен быть менее 5В/мкс.

Минимальная допустимая нагрузка


От сопротивления нагрузки, то есть, акустической системы, зависит и развиваемая усилителем мощность, и его надежность и безотказность. Очевидно, что колонка, имеющая сопротивление 4 Ома, нагрузит канал усилителя гораздо сильнее, чем 8-омная. Вывод – для акустики с низким сопротивлением необходим более мощный усилитель. Но не следует забывать, что подключение 4-омной акустики к усилителю, рассчитанному на работу с 8-омной нагрузкой, он может перегружаться и даже выйти из строя. Потому именно минимально допустимое значение нагрузки следует принимать во внимание. С другой стороны, если усилитель рассчитан на работу с 4-омной нагрузкой, то на нагрузках с большим сопротивлением он может не развить полной мощности, что при большом ее запасе не так уж важно.

Отношение сигнал/шум


Этот параметр определяет соотношение мощностей полезного и шумового сигналов. Измеряется в децибелах на максимальном положении регулятора громкости при выключенном входном сигнале. Чем выше значение этого параметр, тем лучше качество воспроизводимого звука. Желательно выбирать усилитель, имеющий значение этого параметра не менее 90-100 дБ.
- Выбор модели усилителя не всегда сводится к его стоимости и престижности производителя. Однако покупать слишком дешевую модель тоже неразумно – не стоит надеяться на чудо, хотя и они случаются.
- Покупать усилитель в магазинах, в которых отсутствует возможность его проверить в реальных условиях, можно только, заранее определившись с выбором его модели.
- Выбирать усилитель нужно с запасом по мощности, чтобы не эксплуатировать его при мощностях, близких к максимальной, ибо это резко снижает надежность устройства. Например, усилитель с максимальной мощностью 100 Вт обеспечит долговременную и надежную работу лишь при мощности, примерно вдвое меньшей.
- Также необходимо ориентироваться на площадь пространства, в котором будет эксплуатироваться звуковоспроизводящая техника. Примерная мощность каждого канала составляет 3 – 5 Вт на кв.м. Если площадь не превышает 15 кв. м., то руководствоваться нужно первой цифрой, а при площадях более 20 кв.м. – второй.
- Желательно выбирать усилитель, у которого подключение акустики производится не с помощью пружинных защелок, а при помощи клемм с резьбовыми зажимами. Это, во-первых, более надежное крепление кабелей, во-вторых – это некое свидетельство конструктивного качества и принадлежности устройства к Hi-Fi классу.
- Совсем необязательно покупать самую последнюю модель. Бывает, что усилитель, долго пролежавший на полке или складе, становится существенно дешевле без влияния на его качество.

Иногда случается так, что аудиотехника уже есть и менять ее совсем не хочется. Но со временем приходит абсолютная уверенность в том, что существующих характеристик недостаточно. Лучшие модели стереоусилителей способны справиться с задачей и улучшить качество звучания любой акустики, а фонокорректоры откроют мир управления звучанием винила и старых пленочных носителей. Портал Марка.гуру предлагает детальнее рассмотреть лучшие усилители, представленные в рейтинге популярных моделей.

Качество звука, способное удовлетворить слух профессионала, имеет массу тонкостей. Чтобы сделать правильный выбор и приобрести хороший стереоусилитель потребуется усвоить несколько правил. Прежде всего нужно разобраться в возможностях аппаратуры, понять, как она устроена, а также учесть основные параметры техники.

  • Типы конструкции усилителей . Первый вариант - на основе микросхем. Обычно, это самые бюджетные варианты, они помогают увеличить громкость и басы, но детализации и красоты звука от них ждать не стоит. Второй тип - на основе транзисторов. Недорого и при этом качественно. Большая часть популярных устройств при грамотной настройке и расположении источников звука дарит истинное удовольствие меломанам и любителям погружения в просмотр кино. Третья разновидность - на основе электронных вакуумных ламп. Они по звучанию превосходят все вышеперечисленные, передавая малейшие изменения частотной картины. Однако рядовому пользователю почувствовать разницы просто не удастся.
  • Баланс. Чтобы избежать значительного искажения звука усилитель и источники должны находиться в балансе. Как правило, наилучший результат показывают дуэты с 70% разницей в мощности в пользу усилителя.
  • Мощность звука . Специалисты рекомендуют придерживаться правила 4 Вт на 1 квадратный метр помещения, однако, редко любители басов и максимальной громкости к нему прислушиваются. Для автомобиля это правило становится еще более нереальным, и специалисты рекомендуют установку усилителя на каждый источник звука и сабвуфер отдельно.
  • Общая картина устройства . Конечно же сам корпус должен выглядеть добротно, все переключатели непременно должны быть легкими и качественно исполненными. В противном случае неудобство эксплуатации и частые поломки омрачат удовольствие от хорошего звука.

Усилитель мощности звучания

Устройства, способные значительно увеличить мощность звучания акустики, могут стать спасением в устройстве домашнего кинотеатра или для организации вечеринки. Если выходных характеристик колонок явно недостаточно, хороший усилитель способен решить проблему.

1

Любителям совершенного звучания, абсолютной детализации и четкости придется по вкусу этот стереоусилитель, рассчитанный на 2 комплекта акустики с мощностью по 200 Вт на канал. Общая потребляемая мощность составляет 550 Вт. Диапазон воспроизводимых частот довольно широк от 20 до 50000 Гц. Коэффициент гармоник при среднем уровне громкости составляет 0,015%, отношение сигнала и шума 114 дБ, чувствительность 1000 мВ.

Устройство оснащено встроенным блоком питания, тороидальным трансформатором, индикацией перегрева и состояния каналов.

Достаточно мобилен, вес всего 12,3 кг. Есть возможность переключения на моно-режим. Сочетание лучших характеристик и компактного исполнения представлено по цене около 110000 рублей.

Плюсы:

  • детальный и динамичный звук;
  • высокая выходная мощность;
  • качественный корпус из стали и пластика;
  • впечатляющие характеристики.

Недостатки не обнаружены.

Цены на :

2

Профессиональный аппарат, рассчитанный на 2 канала с усилением по 150 Вт, вполне можно использовать в огромных залах. Его заряда мощности для этого вполне достаточно. Если говорить о домашнем просмотре, то для комфортного воспроизведения потребуется достаточно большое помещение.

Взрывы, выстрелы и разрушения будут иметь впечатляющий объем, обеспечат это широкий диапазон воспроизводимых частот 5-100000 Гц и коэффициент гармоник 0,005%.

Для лучших впечатлений от просмотра фильмов с непередаваемой детальностью звучания потребуется установка техники массой в 23,5 кг и стоимостью 250 000 рублей.

Плюсы:

  • мощный звук;
  • полностью контролируемое звучание;
  • совершенная детализация;
  • продуманный корпус.

Минусы:

  • громоздкая тяжелая система;
  • высокая цена.

Цены на :

3

Корпус выполнен из сочетания нержавеющей стали и пластика, выходная мощность - 700 Вт. На 2 канала устройство готово выдать по 200 Вт, в дуэте с Hi-Fi аппаратурой этот компактный усилитель может воспроизводить диапазон частот от 5 до 100000 Гц. Впечатляет и коэффициент демпфирования, а он добрался до показателя в 800.

Однако стоит иметь в виду тот факт, что усилитель не подходит для низкоомной акустики, хорошее звучание возможно при сопротивлении выше 4 Ом.

Залогом рождения отличного звука становятся почти 13 кг электроники стоимостью в 140000 рублей.

Плюсы:

  • высокая мощность;
  • глубокий объемный звук;
  • отличное качество сборки;
  • стильный дизайн.

Минусы:

  • невозможность работы при низком сопротивлении;
  • сложная система подключения.

Цены на :

4

Мощный 9-канальный усилитель с диапазоном от 5 до 100000 Гц. Как и предыдущий вариант, он не подойдет для низкоомной аппаратуры, так как требует от 4 до 16 Ом сопротивления. Имеет буквально монументальный корпус весом в 22 кг. Очень высокая чувствительность в 2000 мВ. Исполнен в черном цвете и сочетает сталь с пластиком. Что касается непосредственно звука, то он мощный, сочный, глубокий и удивляющий детальной прорисовкой самых высоких частот. Стоимость приобретения 115 000 рублей.

Плюсы:

  • впечатляющее качество звучания;
  • отличные глубокие басы;
  • хороший добротный корпус;
  • контролируемое воспроизведение.

Минусы:

  • большой вес;
  • громоздкий корпус.

Цены на :

Усилители для наушников

Портативная аудиотехника часто не может блеснуть высокими характеристиками звучания, и даже отличные наушники с этим ничего не поделают. Чтобы компенсировать недостаточный для меломанов диапазон частот и уровень громкости, разработаны миниатюрные усилители, способные улучшить качество звучания любого аудиоустройства.

1

Хороший звук в наушниках удается прочувствовать куда проще, чем в большом помещении с Hi-Fi аппаратурой. Этот усилитель создан специально для меломанов и любителей глубоких басов.

Он никак не влияет на расход батареи плеера или телефона, так как имеет собственную батарею на 1400 мАч с автономной работой до 30 часов.

Устройство имеет управляемый уровень глубины басов и усилением каналов до 0,19 Вт и имеет возможность цифровой обработки звучания. Стоимость такого дополнения около 5000 рублей.

Плюсы:

  • хороший звук;
  • качественное исполнение корпуса;
  • достаточно емкий аккумулятор;
  • идеален для просмотра фильмов на ноутбуке.

Минусы:

  • нет штатного кабеля;
  • регулятор громкости легко поворачивается при соприкосновении с одеждой.

Цены на :

2

Мощный усилитель, выдающий по 0,4 Вт на канал. Впечатляющий для устройства этого сегмента диапазон частот - от 10 до 35000 Гц, басы порадуют сочностью. Логичнее использовать с Hi-Fi плеером или ноутбуком, потому как корпус имеет не совсем мобильный вес в 1,5 кг.

Устройство подойдет для профессионального использования звукорежиссерами и диджеями.

Разумное решение для ночного просмотра фильмов, причем можно подключить две пары наушников и полноценно насладиться эффектами, хороший звук позволит это осуществить в полной мере. Цена приобретения 77 000 рублей.

Плюсы:

  • точное и тонкое звучание;
  • малый размер;
  • возможность подключения двух пар наушников;
  • качественное исполнение корпуса.

Минусы:

  • грубое устройство управления;
  • высокая цена.

Цены на :

3

Компактное устройство не только с усилением в 0,27 Вт на канал, но и с цифровой обработкой звука 384 кГц/32 бит. Для меломанов это действительно важно, учитывая тот факт, что усилитель весом в 600 граммов вполне можно взять с собой в дорогу и наслаждаться отличным звуком. По мнению пользователей, это один из лучших усилителей в компактном исполнении из сегмента стоимостью до 15 000 рублей, цена как раз находится в верхнем пределе.

Плюсы:

  • мощный, но не оглушающий бас;
  • детализированный верхний диапазон;
  • компактный корпус;
  • достаточное количество разъемов.

Минусы:

  • потребуется переходник для классических 3,5 мм наушников.

Цены на :

4

Профессиональное устройство с максимальной управляемостью звука. Мощность в 7 Вт на канал - высокий показатель для такого типа усилителя. Есть возможность цифровой обработки звука 192 кГц/32 бит, диапазон от 10 до 80000 Гц. Однако характеристики лишают его мобильности - корпус весит 3,75 кг. Разъем, как и в предыдущей модели 6,3 мм, но это легко исправить с помощью адаптера; также есть разъемы под карты памяти. Аппарат требует сопротивления от 16 до 600 Ом, стоит обратить внимание на характеристики подключаемых источников звука. Цена соответствующая - 84 000 рублей.

Плюсы:

  • японское качество;
  • детальный управляемый звук;
  • концертное звучание;
  • встроенный ЦАП.

Минусы:

  • корпус быстро нагревается;
  • для качественной подстройки нужно время.

Цены на :

Интегральные усилители

Такие устройства сочетают в себе предварительное усиление и усиление мощности, такое комбо создано специально для Hi-Fi стереосистем с низкой чувствительностью. Как правило, современные интегральные усилители имеют один блок, но все еще можно встретить громоздкие двублочные конструкции.

1

Тонкий детальный звук, управляемость тембра и баланса, мощное усиление звука до 85 Вт на канал - все это в компактном устройстве стоимостью до 20000 рублей. Найти бюджетное исполнение с диапазоном от 10 до 100000 Гц в настоящее время практически невозможно.

Разобраться в работе устройства довольно легко, к тому же помимо рычажков и кнопок на передней панели, есть полноценный пульт дистанционного управления.

Вес устройства 7 кг, поэтому с монтажом и установкой не возникает проблем. Цена около 20000 рублей.

Плюсы:

  • непревзойденное качество звука;
  • хорошая управляемость;
  • качественная сборка;
  • низкая стоимость.

Минусы:

  • малый радиус работы пульта;
  • плохо детализированы высокие частоты.

Цены на :

2

Более мощное решение со 100 Вт на канал и диапазоном от 5 до 100000 Гц. Есть выход как на стереосистему, так и на наушники. Единственное, стоит учесть, что сопротивление не должно быть ниже 4 Ом, идеальный диапазон до 16 Ом. Идеально впишется как в просмотр масштабного экшн-фильма, так и прослушивание классической музыки.

Басы мягкие и глубокие, верхняя часть диапазона максимально детализирована.

Устройство с набором лучших характеристик и весом в 12 кг подойдет как для домашнего, так и профессионального использования. Стоимость аппаратуры 95 000 рублей.

Плюсы:

  • чистый звук;
  • хорошо собран;
  • позволяет подключать аппаратуру разных типов;
  • компактный корпус.

Минусы:

  • ступенчатая регулировка громкости;
  • есть ограничения по толщине подключаемого кабеля.

Цены на :

3

Этот японский аппарат совмещает в себе не только усилитель со 160 Вт на канал и пиком в 290 Вт, но и ЦАП 192 кГц/32 бит. Диапазон частот у техники всемирно известного бренда находится в границах от 10 до 100000 Гц.

Есть возможность подключения нескольких систем, а также наушников. Для впечатляющих низких частот, чистого звучания и надежной работы подойдет этот максимально управляемый усилитель весом в 12 кг и стоимостью в 60 000 рублей.

Плюсы:

  • мощный и при этом мягкий звук;
  • отсутствие посторонних шумов на максимальной громкости;
  • качественный корпус;
  • большое количество разъемов для подключения дополнительной техники.

Минусы:

  • усеченный функционал пульта;
  • неудобный регулятор громкости.

Цены на :

4

Бюджетный вариант, который отлично впишется в бытовое применение. Мощности в 65 Вт на канал достаточно для реалистичного звука в помещении площадью до 25 метров. Частотный диапазон не уступает дорогим моделям 10-100000 Гц. Компактный корпус и вес в 7,4 кг позволят разместить усилитель на незначительном участке любой поверхности помещения.

Предусмотрено как информативное механическое управление, так и удобное дистанционное.

Стоимость приобретения подобного рода всего 20000 рублей.

Плюсы:

  • достойный мягкий звук;
  • качественная сборка;
  • широкий диапазон частот;
  • маленький вес.

Минусы:

  • неудобный пульт;
  • черный корпус маркий.

Цены на :

5

Мощный усилитель с 90 Вт на канал совмещает в себе ЦАП 192 кГц/24 бит. Металлизированный корпус с прогрессивной электроникой весит всего 4 кг. Глубокий бас и сочный центр обеспечит диапазон от 10 до 60000 Гц. К подключению доступно 2 акустических канала и наушники. Меломаны отмечают не только мягкий звук даже на максимальной громкости, но и отменный ретро-дизайн, который только расширяет границы удовольствия от приобретения по цене от 50000 рублей.

Плюсы:

  • глубокий и мягкий звук;
  • металлический корпус;
  • компактный размер;
  • ретро-дизайн.

Минусы:

  • разница громкости в каналах;
  • неудобный пульт.

Цены на :

Фонокорректоры

Страстным любителям винила сложно представить мощный и качественный звук без фонокорректора. Современные акустические системы ориентированы на цифровое звучание, именно это и порождает проблему, решаемую только этими устройствами.

1

Бюджетный вариант для улучшения звука с нецифровых носителей, имеющих шумы. Без излишних настроек и сложных манипуляций возможности этого фонокорректора приводят звучание к должному уровню объема и качества.

Подойдет любителям рока и поп-музыки, в то время как детализации будет недостаточно для раскрытия классических и джазовых записей.

Вес компактного корпуса всего 450 граммов. Стоимость составляет около 10000 рублей.

Плюсы:

  • значительное улучшение звучания;
  • раскрывает нюансы аранжировок;
  • компактный размер;
  • доступная цена.

2

Фонокорректоры этой марки предназначены для работы со старыми аудиоисточниками и некачественными носителями.

Устройство отлично справляется с поглощением шумов и помех, звук становится более объемным, но все же цифрового звучания ожидать не стоит.

Связано это с довольно бюджетным исполнением электроники и характерным диапазоном от 20 до 22000 Гц. Стоимость приобретения около 6000 рублей.

Плюсы:

  • значительное поглощение шумов;
  • компактный размер;
  • небольшой вес в 570 граммов;
  • низкая цена.